НИИ РЕКЛАМА
(Научно Исследовательский Институт "Реклама")

Новости
О сайте
Аналитика
Законодательство
Рефераты
Книги
Форум
Гостевая книга
Члены НИИ
Наши ссылки


Использование букв латинского алфавита в названии торговой марки при размещении наружной рекламы

О.С.Сухарева, июнь 2001

Организация - дилер иностранной компании - размещала наружную рекламу, где использовалось слово "ХХХХ", написанное латинскими буквами. Антимонопольный орган указал на неправомерность использования в наружной рекламе слова, написанного латинскими буквами, и потребовал соответственно изменить алфавит при написании слова "ХХХХ".
Правомерно ли использование в наружной рекламе слова "ХХХХ", написанного буквами латинского алфавита?

ОТВЕТ:

Требования к рекламе (в том числе и к наружной) указаны в Федеральном законе от 18.07.95 № 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон).

Согласно п.2 ст.5 Закона, реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ.

П.2 ст.5 Закона устанавливает два изъятия из данного требования:

1) требование о русском языке не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов Российской Федерации и иностранных языках. Однако в данном случае это положение неприменимо, поскольку имеет место иной вид рекламы - наружная;
2) требование о русском языке не распространяется на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).

Как следует из запроса, у Организации в РФ не зарегистрирован товарный знак со словом "ХХХХ", написанным латинскими буквами.

Поэтому использование в наружной рекламе не зарегистрированного в качестве товарного знака слова "ХХХХ", написанного буквами латинского алфавита, формально неправомерно.

Данной позиции придерживается и судебная практика. В частности, ФАС Уральского округа в своем постановлении от 09.04.97 № Ф09-155/97-АК указал, что если не зарегистрирован товарный знак с названием на иностранном языке, то включение такого названия в рекламную информацию незаконно.

Вместе с тем, на наш взгляд, имеется ряд аргументов в пользу правомерности действий рекламодателя в рассматриваемой ситуации:

1) "ХХХХ" не является, на наш взгляд, элементом текста рекламы. Слово "ХХХХ" содержит скорее не информацию о предлагаемом товаре (цена, потребительские качества, технические характеристики), а является обозначением конкретного вида товара. Иными словами, слово "ХХХХ" предназначено не для прочтения, а для восприятия.

2) "ХХХХ" является торговой маркой, зарегистрированной, как следует из запроса, за рубежом. В ст.5 Закона не указано на то, что товарный знак должен быть зарегистрирован непременно в РФ.

3) На наш взгляд, написание слова "ХХХХ" русскими буквами может ввести потребителя в заблуждение, поскольку "хххх" (в написании кириллицей) в сознании российского потребителя не вызывает однозначных ассоциаций с данным товаром, а может ассоциироваться с иными товарами.

4) По нашему мнению, указанная норма ст.5 Закона имеет целью обеспечить право граждан РФ на использование русского языка, в том числе при размещении рекламы. Вместе с тем, включение в текст рекламы иностранного слова, которое у большинства людей вызывает ассоциации с определенной торговой маркой (даже не зарегистрированной в РФ в качестве товарного знака) иностранного товара, не ущемляет, на наш взгляд, права граждан на использование русского языка.





Copyright 2001
Сухадольский Георгий
e-mail


А здесь место для рекламы...
Hosted by uCoz